Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской послевкусие: впервые онлайн, открытия и рекорды

С 1 по 30 ноября 2020 года прошел XIX (I-й дистанционный) Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской. Жанр – академический вокал, возраст участников – от 9 до 21 года, призовой фонд – 270 000 рублей. Конкурс впервые состоялся в дистанционном режиме, но организаторы сохранили все особенности очного формата: два тура, требования к конкурсной программе – столь же высокие, традиционное проведение курсов повышения квалификации для педагогов и участников, включающие в себя мастер-классы и лекции членов жюри, круглый стол и гала-концерт победителей, определение самого «народного» исполнителя в номинации «Приз зрительских симпатий».

 

Конкурс организован Международным культурным фондом «Классика и современность» при поддержке Фонда президентских грантов в рамках долгосрочного проекта «Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской – юбилейный транзит 2019-2021», посвященного 100-летию Республики Коми. Его регион готовится отпраздновать в новом, наступившем 2021 году. В течение трех лет в графике проведения вокального состязания значатся Красноярск, Санкт-Петербург, Краснодар и Москва.

Заявки на XIX (I-й дистанционный) конкурс подали 123 юных вокалиста из 10 государств. Россия была представлена 111 участниками из 32 регионов страны: городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом, республиками Адыгея и Коми, Амурской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Тульской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, а также Алтайским, Красноярским и Краснодарским краями. Также побороться за звание лучшего юного вокалиста выразили намерение участники из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Украины, Эстонии, Австрии, Чехии, Швейцарии и Нидерландов. Столь широкая география у конкурса была впервые.

 

На этом конкурсе вообще многое было впервые. Заочный формат мероприятия позволил беспрецедентно увеличить не только географию конкурса, но и состав судей. В этот раз в жюри под традиционным председательством заслуженной артистки России Ольги Сосновской вошли еще десять высококлассных специалистов – певцов и вокальных педагогов – из восьми стран: это Светлана Афонина (Швейцария, г. Цюрих), Вера Баранова (Россия, г. Красноярск), Ольга Бундер (Эстония, г. Таллинн), Сергей Зайцев (Россия, г. Москва), Алексей Лавров (США, г. Нью-Йорк), Симоне Мария Марциали (Италия, г. Флоренция), Сари Моккила-Карттунен (Финляндия, г. Куопио), Татьяна Смелкова (Россия, г. Санкт-Петербург). Дамир Басыров (Чехия, г. Прага) и Чжан Цуньлян (Китай, г. Шанхай). Правда, из-за ограничений в Китае, связанных с интернет-цензурой, и, так называемым, Великим китайским файрволом, представитель этой страны не смог в полной мере оценить конкурсантов, но смог прислать участникам свое приветственное видео, где пожелал им успехов, а организаторов пригласил один из будущих конкурсов провести в 20-миллионном Шанхае.

 

На первый тур конкурсанты присылали свои видеозаписи. По итогам их прослушиваний с 1 по 10 ноября ко второму туру были допущены 77 участников. С 12 по 20 ноября финалисты записывали и присылали свои видео на завершающий тур конкурса. Еще почти неделю, с 21 по 26 ноября, жюри слушало их, после чего подвело итоги конкурса. Ввиду того, что общий уровень участников оказался

очень высоким, и жюри было невероятно трудно определить троих лучших в каждой из четырех возрастных групп, многие премии было решено разделить между несколькими участниками. Так, лауреатов 1, 2 и 3 степеней получилось не 12, а 23. Также очень много участников признаны дипломантами и обладателями спецпризов.

 

В младшей возрастной группе уровень конкуренции был самым высоким: в эту категорию попали 46 конкурсантов из 123-х. Из них 21, а это почти половина ребят, 11-летние: это самый популярный возраст участников прошедшего конкурса. А самый редкий, к слову – 18 лет, с таким возрастом оказалась лишь одна участница из 11-ти человек, попавших в самую старшую группу.

 

В старшей группе 9-11 лет лауреатами первой премии стали 11-летние Абрамова Нина из Санкт-Петербурга и Лях Анна из Красногорска. Вторую премию разделили опять же 11-летние Журавский Александр из Копейска и Смирнов Артём из Кохтла-Ярве (Эстония). Третья премия присуждена четырем вокалистам: это Шульга Елена, 9 лет, г. Таганрог, Михайлов Максим, 9 лет и Дорожкина София, 11 лет (оба из г. Псков), Масленкина Милана, 10 лет, г. Брянск. В этой возрастной категории определены девять дипломантов.

 

В первой средней возрастной категории 12-14 лет первая премия и звание лауреата присуждены 14-летней Старцевой Каролине из Копейска. Вторую премию разделили Морозова Алина и Новикян Эгине – обеим девочкам по 14 лет, они из Барнаула, учатся в одной школе искусств у одного и того же педагога. Третью премию жюри разделило между тремя конкурсантами: это Зайцева Галина, 14 лет, п. Дмитриадовка Ростовской обл., Царикова Мария, 13 лет, п. Пионерский Калининградской обл. и Ивашков Тихон, 12 лет, г. Коломна. Дипломантов этой возрастной категории получилось восемь.

 

Во второй средней возрастной группе 15-17 лет первой премии удостоен Трещёв Эдуард, 17 лет, г. Волгоград. Вторая премия присуждена Дорошевой Ольге, 16 лет, г. Воронеж. Третью премию разделили 16-летние Карашевская Полина из г. Санкт-Петербурга и Филимонова Анастасия из г. Красногорска. В этой группе дипломантами признаны четыре участника.

 

И, наконец, в старшей группе от 18 до 21 года лауреатом первой премии стал Ершов Александр, 20 лет, г. Ярославль. Вторую премию разделили Татжединова Земфира, 19 лет из г. Магнитогорска и Абдыашимулы Айбек, 21 год, г. Нур-Султан (Казахстан). Третья премия также разделена между двумя конкурсантами: это Люти Беньямин, 19 лет, г. Троген (Швейцария) и Мельничук Ольга, 18 лет, г. Рейсвейк (Нидерланды).

 

В этом году нашел своего обладателя и главный приз конкурса – Гран-при. Как призналась на Гала-концерте Ольга Сосновская, на абсолютную победу претендовали сразу три конкурсанта. В итоге великолепная статуэтка из яшмы и долерита работы лучшего камнереза Республики Коми Анатолия Сорокина и 60 тысяч рублей отправились в г. Сургут к 10-летнему Виктору Скоробродову. Его преподаватель в Детской школе искусств им. Г. Кукуевицкого Елена Григорьевна Фрейман, как педагог гран-призера, стала обладателем денежного приза в 20 тысяч рублей.

 

Очень многих участников жюри решило поощрить специальными грамотами: «За музыкальность», «За волю к победе», «Надежда конкурса», «За лучшее исполнение итальянского произведения», «За лучшее исполнение народной песни», «За лучшее исполнение произведения композитора ХХ века», «За лучшее исполнение произведения зарубежного композитора» и «За лучшее исполнение произведения композитора Республики Коми». Такие грамоты отправились к 18-ти конкурсантам.

 

Многие члены жюри учредили свои спецпризы – мастер-классы для понравившихся конкурсантов. Дистанционными мастер-классами у Симоне Марциали, Алексея Лаврова и Ольги Сосновской были поощрены пять участников. Вера Баранова свой спецприз сделала очным, назвав «Неделя в Красноярске (5 уроков)», и презентовала его Полине Мартьяновой из Кемерово.

 

Конкурс поддержала депутат Государственной Думы РФ от Республики Коми, Председатель Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова. Она учредила стипендии всем участникам

конкурса из Республики Коми, прошедшим во второй тур. Свой приз для самого юного участника конкурса учредил Союз женщин Республики Коми, ей стала Лена Шульга из Таганрога.

 

Кроме того, в этом году на конкурсе продолжилась традиция народного голосования, выявляющего обладателя приза зрительских симпатий. Если с 2012 года такого участника определяло телефонное голосование, то в этом году его выбирали по общей сумме лайков, поставленных к его конкурсным видео первого и второго туров на YouTube-канале конкурса. Голосование длилось 32 дня – с 4 ноября по 5 декабря. И в первые же сутки число просмотров на канале резко скакнуло вверх и определились первые лидеры. Долгая и упорная борьба за симпатии зрителей выводила в фавориты то одних, то других участников. В итоге в голосовании победила 21-летняя Анастасия Грачёва – студентка Международной консерватории в Праге (Чехия). Примечательно, что Анастасия не прошла во 2-й тур. И если у ее соперников зрители оценивали видео и первого, и второго туров, а лайки суммировались, то у Анастасии отметку «Нравится» зрители могли ставить лишь к одной записи. Это выступление девушки собрало 1758 лайков, а количество просмотров ее видео превысило 13000 раз. Ценный приз от оргкомитета конкурса Анастасии вручил в Праге член жюри, солист Пражской оперы Дамир Басыров.

 

Впервые получили награду и лидеры зрительского голосования, оказавшиеся на втором и третьем местах. 11-летняя Вишнёва Мария из Санкт-Петербурга, набравшая 1675 голосов, и 16-летняя Дорошева Ольга из Воронежа, у которой 1228 голосов, получили ценные призы от компаний «Ростелеком» и «МТС» в Коми по почте.

За месяц с небольшим голосования зрители канала конкурса в YouTube посмотрели видео участников 157 049 раз. Время просмотров всех выступлений составило 157 037 часов. Совокупное количество лайков, поставленных к видео, – 25 372. Это всё – рекорды конкурса на приз Ольги Сосновской.

 

Как уже стало традицией, жюри поощрило и лучших концертмейстеров конкурсантов: Виталий Макаров из г. Лыткарино Московской области признан лауреатом международного конкурса в номинации «Лучший концертмейстер конкурса», еще 10 – дипломантами. Диплом «За профессиональную подготовку лауреатов» вручен педагогу Кузнецовой Наталье Владимировне из г. Копейска Челябинской области – она подготовила к конкурсу трех участников, и все они вошли в число победителей.

 

Лауреат Гран-при любого конкурса – это всегда самый-самый, лучший из лучших. Но гран-призер конкурса-2020 особенно примечателен. Во-первых, он сумел «вырвать» эту победу даже у участников в два раза старше себя: в последние годы Гран-при вручался только самым старшим участникам, 10-летний конкурсант до этого удостаивался главного приза лишь в 2006 году. Виктор Скоробродов из Сургута нарушил эту уже устоявшуюся тенденцию. Во-вторых, этот участник, несмотря на свой возраст, уже очень опытный победитель (в том числе лауреат Гран-при) множества различных, в том числе международных конкурсов. Его давно и хорошо знают в родном городе и регионе: местные СМИ часто пишут о нем, называя сургутским Робертино Лоретти. А в апреле 2020 года имя Виктора Скоробродова прозвучало на всю страну, когда юный певец принял участие в шоу Первого канала «Лучше всех!».

 

Музыкальные способности стали проявляться у мальчика уже в два года. В пять лет Витя начал заниматься в студии эстрадного вокала, а в шесть поступил на фортепианное отделение школы искусств. Сейчас он успешно учится и игре на фортепиано, и вокалу, активно участвует в конкурсах как пианист и певец и завоевывает первые места, мечтает окончить Московскую консерваторию и петь в лучших оперных театрах мира. Присуждая этому «звездному мальчику» Гран-при, члены жюри еще не знали о его успешности на других конкурсах – просто выбрали лучшего исполнителя. Узнав о большой копилке наград мальчика, Ольга Сосновская отметила: «Значит, мы правильно выбрали его победителем!».

 

В течение уже многих лет Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской – больше, чем просто творческое состязание. Это настоящая творческая лаборатория. В этом году она получила особую ценность. Во-первых, все мастер-классы членов жюри проходили не параллельно друг другу, как было прежде, а поочередно, и все желающие в режиме реального времени могли посетить каждый из них. Во-вторых, за счет прямых трансляции мастер-классов в YouTube аудитория значительно расширилась. Если через Zoom непосредственное участие в мастер-классах могли принять лишь заранее зарегистрированные конкурсанты и их педагоги, то свободным зрителем мог стать любой заинтересованный. В-третьих, все записи прямых эфиров мастер-классов сохранены и открыты – теперь их можно пересматривать неограниченное количество раз. И этот бесценный опыт отметили все участники конкурса, их педагоги и концертмейстеры.

 

Мастер-классы провели Сари Моккила-Карттунен, Сергей Зайцев, Алексей Лавров, Симоне Мария Марциали, Вера Баранова, Светлана Афонина, Ольга Сосновская и Дамир Басыров. Этот марафон передачи мастерства длился целых три дня – с 27 по 29 ноября, в общей сложности составив около 17-ти часов профессионального контента для начинающих певцов и преподавателей.

30 ноября, сразу после мастер-классов, в прямом эфире прошел круглый стол, где члены жюри подытожили промежуточные итоги конкурс и поделились своими наблюдениями. Также к этому эфиру подключилась депутат Государственной Думы от Республики Коми Ольга Савастьянова, поддержавшая конкурс своим спецпризом. Кроме того, через приветственные видео к участникам, организаторам и зрителям конкурса обратились министр культуры, туризма и архивного дела РК Сергей Емельянов, и. о. министра образования, науки и молодежной политики РК Наталья Якимова и лауреат конкурса 2012 года, ныне профессиональная певица из Италии Мария Крылова. Все они подчеркнули важность конкурса в становлении юных певцов и призвали их стараться как можно больше участвовать в подобных состязаниях.

А 1 декабря в рамках курсов повышения квалификации прошли лекции членов жюри Сергея Зайцева, Симоне Марии Марциали, Веры Барановой, Дамира Басыров и, конечно, Ольги Сосновской. Они дали аудитории еще пять часов теоретических знаний с практическими примерами и обратной связью.

 

Ключевые события конкурса прошли в нескольких прямых эфирах: на первом, 11 ноября, были объявлены результаты 1 тура, второй, 30 ноября, вылился в круглый стол, и финальный, 6 декабря, – заключительный Гала-концерт конкурса с объявлением имен победителей и их выступлениями. В сотрудничестве с партнером конкурса, телеканалом «Юрган», он транслировался сразу с двух съемочных площадок в Сыктывкаре, его можно было посмотреть в режиме онлайн (а теперь в записи) на целом ряде интернет-ресурсов. В первые же сутки трансляция этого концерта собрала более 10 тысяч просмотров, к концу месяца это число превысило 15 тысяч.

 

По завершении конкурса мы пообщались с председателем жюри и художественным руководителем конкурса, заслуженной артисткой России, народной артисткой Республики Коми Ольгой Сосновской и продюсером конкурса, заслуженным деятелем искусств Республики Коми Владимиром Юрковским. В совместном интервью организаторы этого уникального творческого состязания юных вокалистов поведали об особенностях минувшего конкурса и планах.

 

- Ольга Александровна, Владимир Иванович, чья была идея провести XIX-й конкурс в онлайн-формате?

 

Ольга Сосновская: Владимира Ивановича.

 

Владимир Юрковский: Это была не то, что идея, – скорее, необходимость. Из-за противоэпидемиологических ограничений конкурс в Краснодаре, изначально запланированный на весну 2020 года, мы были вынуждены перенести, причем, дважды: сначала на осень, а потом – на весну. Конкурс в Сыктывкаре уже не хотели переносить, да и просто некуда было. Надеемся, что краснодарский конкурс состоится ближайшей весной. Сейчас много конкурсов проводится в таком режиме, и мы тоже пошли на этот шаг, хотя понимали, что наш конкурс будет провести намного сложнее. Ведь нынешние онлайн-конкурсы проходят в облегченном режиме, а мы хотели обязательно соблюсти все конкурсные мероприятия, которые входят в очный конкурс.

 

О. С.: И это, наверное, наша отличительная черта от других конкурсов. Потому что очень многие участники нам писали и говорили, что месяц с нами жили – так много всего было проведено в этот конкурсный месяц. Мы работали практически в режиме нон-стоп.

 

- Не страшно было браться за неизведанное – экспериментировать с дистантом?

 

О. С.: Не страшно, потому что перед этим мы почти полгода, с марта, провели на самоизоляции и много работали в онлайн. Мы в театре занимались именно выпуском видео, а Владимир Иванович работал в Zoom`е со своими студентами.

 

В. Ю.: Да, этот процесс мне был в принципе знаком. Может быть, чуть менее я был готов к прямым эфирам – например, обсуждению результатов. Но это технические моменты. А так основа была заложена еще весной.

 

- Столкнулись ли вы с какими-то сложностями в такой работе?

 

О. С.: Может быть, было сложнее в связи с тем, что мы неотрывно работали. Когда конкурс проходит очно, мы берем отпуск и неделю пропадаем там с утра до вечера. Другие члены жюри приезжают и всю эту неделю тоже проводят с нами – они только «наши», то есть на время посвящают себя конкурсу полностью. А сейчас все члены жюри разрывались между основной работой и конкурсом. Ночами сидели, смотрели видеозаписи, иногда не по одному разу – а видео за два тура было 200! Из-за нашей основной работы приходилось корректировать время проведения тех же мастер-классов… Хорошо, что была возможность поменяться с кем-то временем.

 

- Были какие-то неожиданности – не организационного, а творческого характера?

 

В. Ю.: Не хватало живого общения, но здесь я для себя сделал интересный вывод. Мы же раньше проводили мастер-классы, но так подробно их не записывали. Провели – и расстались. А здесь и сами члены жюри могли посмотреть на других, и прямая трансляция шла для широкого круга зрителей. И то, что в записи это все осталось, и можно посмотреть позже – это был момент очень необычный. И это, думаем, надо, как говорят в театре, «закрепить».

 

О. С.: И за это очень многие благодарят до сих пор – что мастер-классы можно смотреть и пересматривать! Потому что что-то забывается, что-то не усвоилось с первого раза… Сколько восторженных отзывов мы получили и от наших юных участников, и от их педагогов, концертмейстеров – участников курсов повышения квалификации. Да я и о себе могу сказать: когда мы проводили мастер-классы на любом из прежних конкурсов, я все время была занята с участниками, а когда освобождалась – мастер-классы коллег уже заканчивались. А мне, как человеку ищущему, интересующемуся, как лучше сделать, очень интересно было бы посмотреть и послушать других педагогов. И то, что я сейчас имею такую возможность – очень здорово! Потому что я всегда говорю, что у нас не просто конкурс – у нас своеобразная творческая лаборатория, в которой мы все – и конкурсанты, и педагоги, и члены жюри – набираемся чего-то нового.

 

Было хорошо и то, что мы могли останавливать просмотр для себя, потом возобновлять или слушать заново. Потому что часто бывает: слушаешь-слушаешь, уже устал, уши «сворачиваются в трубочку». На очном конкурсе никуда не денешься – устал-не устал, а надо сохранять концентрацию, пока идет прослушивание. В заочном режиме можно «поставить на паузу» и вернуться позже. Хотя, конечно, нам очень не хватало живого человеческого общения, чтобы мы могли друг с другом обсудить какие-то моменты глаза в глаза.

 

В. Ю.: Одной из целей онлайн-конкурса было расширить нашу географию. И, думаю, заявки из 10 стран – только начало. Благодаря такому формату о нашем конкурсе узнали многие из тех, кто прежде о нем ничего не слышал, и эта информация пойдет по цепочке дальше.

 

Хочу отметить еще и то, что все участники получили возможность прямого общения с членами жюри – не только в рамках конкурса, но и после него. Уже прошло достаточно много времени после завершения конкурса, а наши участники по-прежнему переписываются с членами жюри, получают от них рецензии, советы, рекомендации! И эта обратная связь не потеряется, не забудется, как может произойти при живом разговоре – переписка сохранит все ценное. Многие педагоги и участники, их родители нам писали, что они принимали участие во многих конкурсах, но такого общения нигде и никогда не получали.

 

Слова Владимира Юрковского и Ольги Сосновской подтверждают многочисленные восторженные и благодарные отзывы конкурсантов и их преподавателей, размещенные в открытом доступе: в группах конкурса во всех популярных социальных сетях, на его YouTube-канале, в анкетах-отзывах 25-ти участников курсов повышения квалификации, на личных страницах участников, их педагогов и родителей. Привести тут хотя бы половину их – значит, увеличить размер статьи раза в два, а то и в три. При желании все их можно найти и прочесть. Приведем хотя бы отзывы членов жюри. Особенно показательны отзывы судей, впервые принявших участие в этом конкурсе.

 

Вот что написала уже по завершении мероприятия профессор сольного пения и педагогики, директор Академии музыки и танца в г. Куопио, руководитель отделения по культуре музыки, танца и дизайна Университета прикладных наук Савонии (Финляндия) Сари Моккила-Карттунен:

 

«Хочу поблагодарить организаторов Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской за прекрасно проделанную работу. Для меня было честью впервые оказаться на этом конкурсе в качестве нового члена жюри. Благодаря хорошей организации было легко включиться в работу, также было приятно работать в коллективе. Я и раньше участвовала в работе жюри конкурсов, проводимых в России, но всегда в конкурсах, проводимых вживую. Реализация этого конкурса сильно отличалась от предыдущих, но сама работа жюри в принципе была такой же.

 

Положительная сторона записей заключается в том, что можно всегда вернуться к ним и проверить свои собственные оценки после каждой возрастной группы, чтобы оценка с собственной точки зрения оставалась на одной линии. В конкурсах вживую такой возможности нет. Слабыми сторонами записей в свою очередь были различия в их техническом уровне и, конечно же, отсутствие взаимодействия с аудиторией во время выступления. Кому-то публика дает силы и энергию, кому-то азарт.

 

На мой взгляд, техническая реализация и оценивание конкурса в целом были успешными. Совместные встречи с членами жюри прошли в хорошей атмосфере, при уважительном отношении друг к другу и с учётом мнения каждого. Лично для меня этот конкурс стал подтверждением того, что виртуальное проведение конкурса может быть успешным. Не нужно всем ехать в одно и то же место, но мы также можем встречаться с людьми виртуально, тем самым бережём природу и экономим своё время. Даже при виртуальной реализации конкурса, как новый член жюри, я чувствовала, что хорошо влилась в команду. Отдельное спасибо хочу сказать за гала-концерт. Было душевно и интересно. Этот концерт также многому научил меня».

 

Не жалели похвал в адрес участников и организаторов конкурса другие новички жюри. Вот мнение солиста Пражской оперы, народного артиста Республики Коми Дамира Басырова:

 

«Я с осторожностью принял приглашение в жюри, потому что на всех детских конкурсах и фестивалях, в которых я был в составе судей, мне приходилось бороться с компромиссом между возрастом участников и мастерством. Но на этот раз прослушивание превзошло все мои ожидания. Некоторых участников я слушал ещё и ещё, восторгаясь и получая от этого большое удовольствие. На этом конкурсе я поразился настоящей россыпи талантов. 123 участника – и один другого лучше, не знаешь, кого и выбрать! Этот конкурс, считаю, удался на 150 процентов, жюри великолепное, и думаю, что мы сойдемся в оценках. А за многими участниками этого конкурса я буду следить и когда-нибудь обязательно приглашу в свои концерты!»

 

Дирижер, концертмейстер, коуч по вокалу, директор Агентства «Musikos» во Флоренции Симоне Мария Марциали сам вышел на организаторов этого конкурса, изъявив горячее желание сотрудничать. И его высказывания были по-итальянски эмоциональными, если не сказать страстными:

 

«От всей души благодарю Владимира Юрковского, Ольгу Сосновскую, всех членов жюри и ассистентов за теплое гостеприимство и безупречную организацию конкурса на таком высоком уровне. Благодарю всех за проведенную работу и за тот чудесный опыт, который подарил мне много интересного для моего личного профессионального роста. Несмотря на то, что в этом году нам пришлось работать в онлайне, этот новый способ знакомства все равно позволил нам войти в ваши дома и школы и почувствовать себя семьей. Я влюбился в ваш конкурс и в ваши юные дарования! Все дети одаренные, талантливые, старательные – сразу видно, что они любят музыку, живут ею. Я несколько раз возвращался к некоторым прослушиваниям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Я часто входил в состав жюри конкурсов и в России, и в Италии, других странах, и хочу сказать, что такое удовлетворение от прослушиваний встречается нечасто. Все участники – молодцы. А те из них, которым я поставил 10 баллов, меня расчувствовали своей музыкой, и остановиться было нелегко! Одна конкурсантка меня просто поразила. Ей всего 10 лет, и она для меня Артистка с большой А: в ней есть все, что должен уметь артист. Для нас это странно, потому что в Италии дети в этом возрасте поют неаполитанские или современные песни, но никак не классическую музыку. Другая участница, которой 14 лет, так исполнила русскую народную песню «Калинушка», что я плакал! Слушал эту запись снова и снова, а теперь эту песню постоянно поет мой ребенок! Со многими конкурсантами мы уже в контакте – связывались, обсуждали. И я обязательно буду следить за творческой судьбой участников, которые мне понравились! Возможно, всего через несколько лет мое агентство будет рекомендовать их для лучших сцен мира».

 

Самый молодой член жюри, впервые вошедший в его состав, – уроженец Коми, а ныне солист Метрополитен-опера (Нью-Йорк) Алексей Лавров отметил:

 

«Для меня быть в жюри – большая честь и радость. Спасибо, Владимир Иванович и Ольга Александровна, что вы появились в моей жизни, для меня важно чувствовать себя нужным. Я впервые «жюрил» и счастлив, что прошел это посвящение! Огромное спасибо организаторам – все просто на высочайшем уровне. Я бывал на конкурсах в разных городах и странах, и такого больше нигде не встречал. Я горжусь, что с вами знаком и что в Республике Коми есть такие люди, которые делают такое огромное дело!»

 

XIX (I дистанционный) конкурс завершен, но долгосрочный и масштабный проект «Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской – юбилейный транзит 2019-2021» продолжается. В 2021 году, когда Республике Коми, родине конкурса, исполнится 100 лет, проект выйдет на финишную прямую. На 29 марта – 03 апреля 2021 года запланировано проведение, вновь в очном формате, XX-го Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской в Краснодаре. В августе-сентябре 2021 года в Сыктывкаре должен пройти большой Гала-концерт членов жюри и лауреатов конкурса, посвященный 100-летию Коми. И с 30 октября по 5 ноября 2021 года в Москве состоится финальный конкурсный этап проекта: XXI Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской. Особенность московского состязания – в том, что лауреаты Гран-при и 1-х премий конкурсов 2019, 2020 и 2021 годов автоматически будут иметь возможность сразу перейти во 2-й тур состязания в столице России.

 

Вероятно, это будет самый масштабный и наивысший по уровню из всех конкурсов на приз Ольги Сосновской за почти 30 лет его существования. И у юных вокалистов России, всего мира есть шанс попасть туда на особых условиях: еще можно успеть стать лауреатом первой премии на конкурсе, который начнется в столице Кубани всего через несколько месяцев.