XX (II-й дистанционный) Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской начал свою работу

 
 

Программа вокального состязания стартовала в Zoom с практической конференции «Вокальные конкурсы в эпоху пандемии: опыт и практика». Среди участников – более 100 представителей вокального мира из России, Украины и Беларуси. Такой формат был опробован впервые

В преддверии ]]>XX (II-го дистанционного) Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской]]> 28 февраля впервые состоялась практическая конференция ]]>«Вокальные конкурсы в эпоху пандемии: опыт и практика»]]>. В ней приняли участие более 100 человек из 35 регионов России, а также из Украины и Беларуси – руководители учреждений культуры и искусства, преподаватели вокальных дисциплин, концертмейстеры, организаторы вокальных конкурсов. Регистрация на конференцию была бесплатной, а все желающие могли прислать свои вопросы заранее.

Организаторами конференции выступили Некоммерческий культурный фонд «Международный культурный фонд «Классика и современность», Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской совместно с Центром народного творчества и повышения квалификации Республики Коми. Модератором мероприятия стал организатор конкурса Владимир Юрковский. Конференция прошла в онлайн-формате на платформе Zoom с прямой трансляцией на ]]>YouTube-канале]]> конкурса, ее продолжительность, вместо заявленных полутора часов, составила два часа – настолько много вопросов поступило от участников

– Как вы знаете, конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской всегда достаточно активен в своих новшествах, и сегодня мы также проведем новое мероприятие, – начал встречу Владимир Юрковский и сразу предоставил слово президенту Международного культурного фонда «Классика и современность», председателю жюри конкурса, заслуженной артистке России Ольге Сосновской.

– Здорово, что мы сегодня смогли собраться вместе, и надеюсь, что эта встреча пройдет с большой пользой, потому что вместе мы – сила, – приветствовала всех О. Сосновская. – Мы поделимся опытом, который прибрели за время пандемии, а это почти год. Нам есть, что рассказать друг другу.

Спикерами конференции ]]>стали]]> Татьяна Смелкова (г. Санкт-Петербург), Ольга Сосновская (г. Сыктывкар), Елена Лащенко (г. Москва), Инна Шинтяпина (г. Ялта) и Ольга Косибород (г. Москва). К сожалению, заявленный ранее в списке спикеров Андрей Устинов не смог участвовать в конференции, но у слушателей осталась возможность задать ему вопрос через организаторов мероприятия.

Открыла список выступающих ]]>Татьяна Смелкова]]>. Она высказала мнение, что начинать занятия академическим вокалом лучше всего с детства, и тому есть множество подтверждений. Татьяна Дмитриевна подчеркнула важность участия начинающих певцов в конкурсах и сделала обзор самых подходящих, по ее мнению, российских вокальных конкурсов для детей и юношества. Также Т. Смелкова отметила сложности проведения таких состязаний в дистанционном формате – и, несмотря на это, необходимость того, чтобы они проходили, а начинающие певцы в них участвовали.

Главной мыслью выступления Ольги Косибород стало то, что конкурсы в дистанционном формате – это реальность, уже привычная для участников и организаторов. Если еще год назад они представлялись неким нонсенсом, то сегодня стороны привыкли и приспособились к такой форме. Также реальность то, что конкурсы, в каком бы формате ни проходили, нужны и начинающим певцам, и их педагогам. А раз в них нужно участвовать, несмотря ни на что, имеет смысл тщательно выбирать конкурс из того большого множества, что сегодня проводятся. Если, конечно, цель участия – не просто получить диплом, а настоящее развитие и творческий рост ученика. Ольга Львовна привела решающие, на ее взгляд, показатели уровня конкурса: длительность его проведения («долгожительство»), состав жюри и его профессионализм именно в тематике конкурса (а не так, что состязание в пении, инструментальном исполнительстве, чтении стихов, драматическом искусстве, танцах и т. д. судят одни и те же специалисты). Также, по мнению О. Косибород, важны залы, в которых проводится мероприятие, и уровень его организации.

Ольга Львовна подняла целый ряд вопросов, связанных с конкурсами, сольным и хоровым исполнением, организацией работы в период ограничений. В завершение своего ёмкого и эмоционального выступления спикер дала ряд рекомендаций потенциальным участникам онлайн-конкурсов по организационным моментам – как записывать конкурсные видео, одеваться и тому подобные вопросы.

– Академическое пение – это прекрасно. Но когда 6-летний ребенок выходит петь Царицу ночи – Господи, сердце же обрывается! Может, стоит начать с академического детского? Тут еще спросили, как выбрать репертуар. За несколько минут в сжатом формате конференции я не могу это объяснить. Но точно знаю, если ты поёшь Моцарта, – это не пионерская песня. Ну не знал Моцарт про пионеров! Поэтому нельзя петь Моцарта пионерским звуком и с задором пионерской организации, хотя я очень хорошо к ней отношусь. Поэтому выбор репертуара зависит от вкуса, обучения и того, как много вы видите и слышите хорошей музыки, – подытожила Ольга Косибород.

Следом подключилась Елена Лащенко. Она по многим моментам поддержала предыдущих выступающих, рассказала о новой платформе для дистанционных подключений и отметила, что сегодня нужно учиться работать в онлайне. Потому что если он и не заменит в нынешних условиях очный формат работы полностью, то потеснит однозначно. Елена Виленовна также поделилась критериями выбора конкурсов, их организаторов и учредителей, и посоветовала как можно больше задавать вопросов оркомитету конкурса, чтобы узнать все тонкости проведения и участия заранее.

 

Инна Шинтяпина в своем выступлении поделилась опытом проведения в онлайн-формате Всероссийского вокального конкурса имени Николая и Милии Полудённых и Всероссийского фольклорного конкурса «Звени, бандура!» имени А. Ф. Нырко, директором которых она является. Инна Викторовна подняла важный вопрос отношения участников конкурсов, проводимых дистанционно. Точнее, педагогов участников.

Так, в 2020 году конкурс им. Н. и М. Полудённых организаторам пришлось провести дистанционно. Конкурс этот имеет высокий уровень, 12-летнюю историю и уже 6 лет – статус всероссийского (прежде был всеукраинским), проходит в нескольких номинациях, которые судят разные представительства жюри, и на хорошей базе. Онлайн-формат расширил его географию, однако позволил думать преподавателям некоторых участников, что ввиду того, что прослушивания проходят дистанционно, его уровень снизился. А значит, можно присылать не очень качественные видео и выставлять мало подготовленных учеников. Так встала проблема ответственности педагогов за то, что в силу небрежности и недооценивания конкурса они сами оставляют своим ученикам минимум шансов на призовое место. И это, конечно, серьезная ошибка. 

И «под занавес» конференции подошел черед подробно рассказать о своем конкурсе, его почти 28-летней истории, особенностях, нововведениях и опыте проведения в онлайн ]]>Ольге Сосновской]]>. Также Ольга Александровна подчеркнула, что академический вокал сильно помолодел, и в наши дни им действительно нужно заниматься с детства, обрисовала, зачем нужен и что развивает этот вид искусства. Существенное внимание О. Сосновская уделила выбору репертуара и напомнила, что на сайте не только выложена информация о конкурсной программе всех участников конкурса за все годы, которая поможет сформировать список произведений для определенного возраста или голоса, но и есть раздел, где можно ]]>скачать]]> ноты произведений, звучавших на этом конкурсе, в том числе народные песни и ]]>произведения композиторов Республики Коми]]>. И, конечно, председатель жюри не обошла вниманием вопросы выбора зала для конкурсной видеозаписи и внешнего вида участников.

 

Еще перед началом конференции организаторам поступило 32 вопроса от слушателей. На большинство из них спикеры ответили сразу, выстраивая свои выступления именно по запросам. На некоторые вопросы ответил Владимир Юрковский. В частности, он напомнил регламент выполнения видеозаписей, поделился своим видением неразрешенных вопросов проведения вокальных конкурсов в дистанционном формате и дал рекомендации по их решению. Кроме того, он акцентировал внимание на том, что на предстоящем конкурсе будет заметно больше уделено внимания повышению квалификации концертмейстеров, ответил на вопрос о размере и вариантах оплаты организационного взноса для участников и подсказал собравшимся информационные площадки, где можно узнать обо всех представительных музыкальных конкурсах России.

Да и все спикеры этого прямого эфира – каждый из них имеет отношение к организации и проведению крупных и авторитетных российских вокальных конкурсов – также рассказали аудитории о своих проектах. Таким образом, участники конференции в рамках подготовки к одному состязанию для начинающих певцов узнали и о множестве других.

Завершило конференцию ]]>видеоприветствие]]> дипломанта конкурса 2012 года, а ныне – выпускницы одной из итальянских консерваторий Марии Крыловой, ныне живущей и работающей в Италии. Мария поделилась воспоминаниями о своем самом первом вокальном состязании, дала конкурсантам добрые напутствия и совет обязательно участвовать в конкурсах.

*** XX (II-й дистанционный) Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской проводится при поддержке Фонда президентских грантов в рамках ]]>долгосрочного проекта]]> «Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской – юбилейный транзит 2019-2021» и ]]>пройдет]]> в два тура в очно-заочной форме с 24 марта по 25 апреля 2021 года. Жанр – академический вокал, возраст участников – от 9 до 21 года, прием заявок – до 18 марта 2021 года включительно.

Учредители конкурса: Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Некоммерческий культурный фонд «Международный культурный фонд «Классика и современность».