20 декабря председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России, главный редактор "МО", заслуженный деятель искусств России Андрей Устинов отметил юбилей!

Андрей Устинов: «Те, кто прожил больше пятидесяти лет, испытали на себе несколько революций»

Главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов выступил на международной научно-публицистической конференции «Музыкальная журналистика в информационном веке» в Московской консерватории. Конференция проходила 15-16 октября в Конференц-зале вуза. Она проведена в честь юбилеев газет Московской консерватории «Российский музыкант» (ей исполнилось 80 лет) и «Трибуна молодого журналиста» (отметила 20-летие).

Открыл конференцию ректор МГК им. Чайковского Александр Соколов. В конференции приняли участие представители Московской, Казанской, Ростовской, Нижегородской консерваторий, Тюменского института искусств, а также Латвии и Белоруссии.

«Добрый день уважаемые дамы и господа, друзья и коллеги!

В таких компактных форматах (всего пятнадцать минут) я, как правило, не выступаю, отказываюсь. Но в год тридцатилетия проекта «Музыкальное обозрение», в дни тридцатилетия, мне показалось уместным такое выступление в главном музыкальном вузе страны.

Есть еще одно обстоятельство: это первое за 30 лет представление газеты «Музыкальное обозрение» в Московской консерватории. Уникальный опыт и уникальный проект не был представлен в этих стенах. Правда, когда-то бабушки в гардеробе исправно предлагали профессорам и студентам «Музыкальное обозрение» по льготной цене. Сейчас вот предлагаю я, в подарок (я вам дарю 10 комплектов газеты за 2019 год).

Буду неточен, если не скажу, что у нас даже подписан договор о сотрудничестве с Московской Консерваторией. Но его воздействие стороны на себе, думаю, не ощущают.

Однако, есть еще другие, более приятные и важные эпизоды.

В 1999 году ректор Михаил Овчинников любезно предоставил нам Большой зал консерватории — для концерта, посвященного 10-летию газеты. Помню, что на этом концерте было последнее публичное выступление в партии графини из «Пиковой дамы» Ирины Константиновны Архиповой, которая к нам нежно относилась.

В 2004 году, в первый год своей службы в качестве министра культуры России, Александр Соколов, ценя тогда и газету, и Петра Меркурьева, поспособствовал тому, что канал «Культура» показал на всю страну наш юбилейный концерт, но тот концерт был уже из Зала имени Чайковского Московской филармонии.

И вся страна тогда услышала наш уникальный проект: коллективное сочинение, написанное 10 современными композиторами — «Концерт для оркестра 10 взглядов на 10 заповедей». Громкий проект, о которым помнят и поныне.

Но на воспоминания сегодня нет времени.

 

Наш тридцатилетний путь

И все же… Те, кто прожил больше пятидесяти лет, испытали на себе несколько революций — идеологическую, географическую, информационную, экономическую, цифровую, политическую. И теперь, возможно, нам придется все пройти сначала.

Но вот вопрос: с какой нравственной и гражданской позицией, пройдя эти революции, каждый из нас вошел в день сегодняшний? Какой коррозии подверглась личность, и что с ней стало?

Должен сказать, что за 30 лет у нас собрались большие — я их так называю — досье отношений с теми, с кем они реально осуществлялись и осуществляются.

На людей: артистов, чиновников, художников, музыкальных деятелей (от Губайдулиной, Шнитке, Ростороповича, Янсонса, Рыцаревой, Тарускина, Урина, Марченко, от Медведева, Путина, Швыдкого, Дементьевой, Толстого — до ректора, солиста, студента вуза или ученицы ДМШ). Тысячи людей.

Досье на организации (от аппарата Президента и Министерства культуры до оркестров, филармоний, департаментов, театров, издательств, вузов, студенческих обществ).

Досье на регионы — потому как за все эти годы, мы побывали не в качестве туристов, а с действенными проектами в более чем 40 городах, в основном столицах регионов России (от Калининграда до Магадана и Камчатки, от Ростова и Краснодара до Петрозаводска, Архангельска и Ханты-Мансийска).

Вместе с бумажной версией «МО» — а это около 500 номеров, 10 000 страниц формата А3, в книжном формате А5 — 40 000 страниц, 100 000 000 миллионов знаков с пробелами (это то, что прошло через меня), сегодня это 10 информационных каналов.

Проекты «МО»

Сегодня «МО» — это институциональное явление. Мы намеренно так строили свою стратегию, так шли и развивались, формулируя ее как Миссию.

Форматы деятельности и творческие проекты «МО» — это и лекции, и курс «Теория музыкальной журналистики», и стратегия информационной политики,

Это и Круглые столы, посвященные музыкальной журналистике, музыкальным конкурсам, работе пресс-служб, народным инструментам, оркестровому хозяйству, современной опере, музыке в малых городах.

Это ]]>Академия Арт-журналистики в Новосибирске]]> и грантовый проект —]]> Всероссийский научно-практический информационный форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века»]]> в 7 городах России.

Это первая в истории музыки — мне так кажется — конференция, посвященная музыкальному СМИ. Мы провели ее в Вологде в 2008 году, накануне 20-летия газеты.

Это — тоже впервые — концерты, как презентации книг, изданных нами – (]]>книга Ирины Никольской от Витольде Лютославском]]>, с которой мы 25 лет назад начали издание «Библиотеки МО», и книга профессора Московской консерватории Льва Наумова «Под знаком Нейгауза»). Мы начали также издание собственной Библиотеки «МО».

Первая в России (вернее, еще в СССР, это был 1991 год) публикация условий международного музыкального конкурса.

А потом структурирование конкурсов в формат Ассоциации музыкальных конкурсов. Проведение Конференций, Круглых столов, дискуссий, в том числе ]]>на телевидении]]>, по проблемам конкурсного дела.

«МО» — это пресс-центры двух Конкурсов Чайковского (XI и XII) и первый сайт конкурса Чайковского. И издание книги о конкурсе Чайковского по материалам нашей газеты, как учебника конкурсного дела.

Уникальный проект, который мы ведем с 1994 года, уже 25 лет — ]]>«События персоны»]]>, по сути, Национальная премия в области академической музыки.

Современная музыка:

Уже 11 сезонов в Московской филармонии существует абонемент ]]>«Персона-композитор»]]>, как новый формат авторских вечеров. Включение сочинений современных авторов в другие абонементы, фестивали и концерты, проводимые под эгидой «МО» в Московской филармонии, Доме музыки, зале «Зарядье», в других городах России

Кураторство в создании новых композиторских проектов.

Заказы сочинений и включение идеи заказа в практику.

Все это мы активно предлагаем в разных форматах с 2004 года.

Важные проекты в оркестровом пространстве:

публикации первых материалов об оркестровом менеджменте,

об опыте европейских и американских оркестров,

издана книга «Репетиция оркестра. Не Феллини», как учебник оркестрового дела,

и наконец, более 15 лет мы проводим мониторинг репертуара симфонических и камерных оркестров России.

Огромный и сложный проект — «Оркестровая карта России».

Фестивали и концерты:

Мы инициируем в разные годы, от 40 до 100 концертов в год. 10-20 из них, собственно, полностью наши: от замысла программы, ее организации и проведения — до пострелиза.

По сути «МО» выступает как Концертное агентство, продюсерский отдел. Циклы абонементов, посвященных инструментам-аутсайдерам, войне, документальному кино, абонемент ]]>«www.Баян.ru»]]>]]>«Мир музыки Всеволода Мейерхольда»]]>.

Фестивали наши охватывали уже 50 городов, когда Гергиеву еще не снился такой всероссийский охват. Но это было по велению души участников.

Десятки фестивалей, которые мы сочинили, организовали и провели, уже являются основой еще одного учебника.

Выставки, перформансы, фотографии, коллажи, инсталляции, альбомы, видео-арт, видеоролики к проектам.

Мы учили и проектному мышлению, показывая на примерах своих проектов.

Это циклы абонементов, посвященных инструментам-аутсайдерам, войне, документальному кино, www.,баян.рц – мой любимый абонемент – а также фестивали, выставки, концерты. Наши фестивали охватывали более 50 российских городов — когда Гергиеву такой масштаб еще и не снился. Это было по велению души участников.

Мы — первые!

Многое из того, что мы делали, мы делали впервые в пространстве музыкальной России, как музыкальное СМИ.

Еще один принцип: как можно меньше повторяться или не повторяться вовсе.

Если нам не нравилось что и не нравилось как делают другие (фестивали, конкурсы, пресс-центры, выставки…) — мы делали это сами и старались сделать как образцовый продукт.

К первым, в итоге, относятся, как известно, плохо, так как те, кто копируют — а скопировать, как показывает практика, невозможно, — идут чужим путем, не могут в этом признаваться, но своих идей не имеют, потому и копируют…

Нам не у кого было учиться. Мы стали примером для многих, показали путь и сами прошли его, показали, что нашим путем идти можно!!!! И идут.

Но мы более чем уверены, и это подтверждает и реальность, и коллеги, что мы изменили пространство, своими действиями обозначали процессы,  показывали их содержание или бессодержательность, актуальность.

Стимулировали их рождение, расцвет, поддерживали кульминацию, ускорение и исчерпанность.

И пространство менялось. Мы наблюдали за ним и делали то, что может его поменять.

Куда мы идем? Что с нами будет?

Эти вопросы тревожат нас…

Есть такие мысли, что идем к полному ослаблению всей среды академической музыки в общественном сознании. Чем ниже Великаны, тем выше Карлики.

Когда царь Давид закончил Книгу Псалмов и похвастался этим, Лягушка сказала, что нечего этим гордиться. У нее, у лягушки, таких псалмов в тысячу раз больше чем у Царя.

Это закон Явления, находящегося на исходе. Возможно, это крах институциональных явлений. С другой стороны, только Институты (конечно, не образовательные) и способны создать крупное явление.

Очевидно, мир сегодня формируется из множества мелких, микроскопических явлений, которые могут донести информацию о себе в пространство, где их, может быть, кто-то и услышит.

Возможно, это время краха институтов СМИ, мест бытования критики и журналистики, аналитики и экспертизы. И все заглушает многоголосный хор оценок, мнений, представлений, в котором будут тонуть голоса ума. Информационная, идеологическая, цифровая и нравственная войны — если хотите, революции продолжаются…

Вчера в религиозном календаре был день Покрова Богородицы.

Думаю, все знают, но напомню, что на иконе, посвященной этой теме, под Богородицей, под ногами ее стоит юнец с бумажным свитком, похожим на современную газету.

Видимо иконописцы XIX века так себе представляли бумагу, на которой этот молодой человек записывал свои послания Богородице. Звали его Роман. Пел он в храме, как гласит предание VI века, очень плохо, мучился от этого и обращался к неземным силам помочь ему. Так усердно просил, что увидел, как явилась ему Богородица и приказала съесть эту бумагу-газету с посланиями и информацией, ей адресованными. Послушался ее Роман и – съел. И запел на следующий день, да так здорово запел, чисто и сладко, что получил прозвище Сладкопевец.

Запомним это действие.

Продолжил эту историю польский писатель Станислав Ежи Лец, сочинив следующий афоризм: «Окно в мир можно закрыть газетой».

Толкуйте это как хотите, но это то, что собственно, сейчас и происходит. Все что есть в нас: в желудке, в голове, и в окне, и в мире,.. Все тексты картинки и информация,.. Токи, потоки, эфиры, — все уже управляемая информация.

И мы сидим на этой игле.

Удастся ли сегодня личности создать целостную картину мира? Или это бесплодное, никчемное и не нужное занятие?

Можно жить в ленточном сознании быстро текущей жизни, где жизнь, ситуации, чувства, информации, явления длятся ровно столько, сколько ты его читаешь или в нем находишься.

Как это потом все работает в человеке?

Что может всех объединять, сохраняя личность и индивидуальность и дать естественное развитие общества и талантов в нем?

Мне кажется, что есть ответ, и я в нем тут же сомневаюсь.

Свобода как основа всего? Сила личности? Сила денег? Сила лжи? Власть? Сила сотворчества?

Цель и задача мышления бумажного проекта «Музыкальное обозрение» —все же создать целостную картину.

Но сейчас целостность свою мы строим из всех тех форматов и проектов, о которых я уже говорил. В сумме.

Пока нам удается сохранять себя цельными и не превратиться в ленточное существо.

Иногда в отчаянии, слабости одиночества, недооцененности и неадекватных откликов, приходит безвольный вопрос.

А зачем мы все это делаем 30 лет?

И первый ответ, который приходит (он не отвечает полностью на вопрос, но успокаивает) — для Истории. Как мы ее, Историю, понимаем?

Первое. История — это реальность, которая сегодня творится, и что-то из нее становится историей. И мы вписываем в нее людей, события и себя.

Второе. Мы отражаем Историю Музыки, как вида нашего искусства, от далекого прошлого до недавнего прошлого, про которое можно сказать: оно стало историей или останется в истории. Это наш проект «Памятные даты» и наши проекты с Чайковским, Шостаковичем, Рахманиновым и Вайнбергом.

Третье. Нам важна История близких нам людей. Создателей «МО», тех, кто внес вклад в ее жизнь и развитие. И здесь мы испытываем чувство благодарности и ощущаем деятельное пульсирование памяти.  Петр Меркурьев, Борис Диментман — наши основатели, друзья и единомышленники.

Сюда же входит история самого Проекта – «Музыкальное обозрение». И важно анализировать 1989 год, год появления.

Что там было? какие мы были? И что с нами стало? и что осталось?

Четвертое. Нам важна История нашего вида деятельности — музыкальной журналистики (очень болезненная тема и профессия, где каждый живет в неприязни, так как искусственно объединен, и никакого объединения быть не может, а несвобода корежит и людей процессы).

Отсюда наш Финдейзен, и наши публикации его дневников, и материалов его «Русской музыкальной газеты». И что важно для меня — это чувство родства с моим собратом по профессии — главный редактор-директор. Именно это — моя профессия уже 30 лет.

Пятое — история нашей позиции. Гражданской, творческой, человеческой. Честь и совесть. Честность и совестливость.

Странная штука История. На всех она по-разному действует. Многие сейчас считают, что История начинается с него и на нем закончится. Они рвут поток истории. Вот как ей, Истории, удается сшивать эти разрывы? Или не удается?

Есть расхожая мысль, что История ничему не учит.

Нет, я уверен, что учит: циников — быть циниками, воров — ворами, честных — честными, предателей — предателями, рабов — рабами. Талантливых учит таланту, благородных — благородству, добрых — добру, любящих — любви, свободных — свободе.

Год «МО и Вайнберга

Но я хочу рассказать вам о двух проектах, в которых весь наш опыт сконцентрирован. И все векторы нашей деятельности сошлись. Все позиции нашей Миссии проявляются.

У нас ничего не появлялось из ничего, каждый шаг был естественным результатом предыдущих, только из предыдущих рождались новые проекты и направления.

Так случилось и с Вайнбергом.

Вайнберг

5 лет назад, в 2014 году, как плод и результат наших 20-летних деловых контактов с Польшей — в-частности, и выпуска книги о Лютославском, — меня пригласили на премьеру оперы Вайнберга «Портрет» в Познань (постановка Дэвида Паунтни, первого постановщика оперы Вайнберга «Пассажирка» в Брегенце в 2010 году. После этой постановки в Европе и в мире, собственно, и началось повальное увлечение его музыкой.

Консультируя в те годы Екатеринбургский театр оперы и балета по разным вопросам, в одной из бесед с директором я озвучил идею поставить Пассажирку. Я провел мониторинг пожеланий других театров и стал куратором первой театральной постановки оперы «Пассажирка» в России.

Мы создали уникальную программу — тоже впервые в истории музыкального театра России — которую открыли за два года до премьеры. Создали сайт спектакля, на котором отражали все этапы его подготовки и все события, предшествовавшие премьере. Провели несколько презентаций и концертов из произведений Вайнберга, сделали проект международным, посетили Освенцим вместе с режиссером постановки, организовали информационную кампанию, включили в проект кинопоказы и пригласили драматический театр, который представил радиопьесу, записали встретились с автором текста Зофьей Посмыш, узницей Освенцима, и записали эту встречу на видео.

Одновременно процесс приближения к Вайнбергу начинался и в других театрах.

Мы смогли соединить эти процессы и в феврале 2017 года в Большом театре, в дни премьеры еще одной оперы Вайнберга — «Идиот» — организовать и провести международный Форум и конференцию, посвященную его творчеству. Нашли утраченное сочинение — Концертино для виолончели и камерного оркестра и организовали его премьеру в дни Форума. Провели программы на ТВ, посвященные Вайнбергу.

В Москву приехала автор повести «Пассажирка» Зофья Посмыш,

Конкурируя с Большим и Екатеринбургским театрами за Вайнберга, Мариинка тоже поставила «Идиота», а Новая Опера — «Пассажирку».

Мы выпустили книгу с актуальной на тот момент биографией и начали выпускать вместе с издательством «Композитор • Санкт-Петербург» первое в России собрание сочинений композитора.

Проект был задуман, а его устремленность была рассчитана не на конкретные акции, а как долгий путь к 100-летию композитора, которое отмечается в 2019 году.

Но и это было бы поверхностной идеей.

Проект был рассчитан на возвращение в историю и исполнительскую практику музыки Вайнберга.

Сегодня мы запустили в жизнь уже много механизмов, интересов.

И сегодня, уже в год 100-летия, в нашем плане около 50 концертов в России с музыкой Вайнберга. А значит, вместе с ней в современную жизнь входят темы его творчества и его судьба, в которой отразились трагедии мира века ХХ — нацизм, Освенцим, ГУЛаг, тюрьма, сталинизм, тирания, сиротство, одиночество, сила духа и противостояния злу, любовь, война, беженцы, утрата родины, обретение новой родины, и забвение в конце жизни, и многое другое. Уникальная судьба еще до конца не исследованная…

И наконец, 8 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Вайнберга.

Тридцать лет и один День

Еще один проект — юбилейный концерт, посвященный 30-летию газеты 20 декабря  в Зарядье.

В нем сосредоточилась и наша концертная деятельность, и фестивальная деятельность. Фестиваль «Музыкальное обозрение — Opus 30» — наш проект, который идет по всей стране, иногда достигая 50-ти городов, десятков коллективов, где исполнители играют сочинения opus 30, под номером 30, написанные в 30 лет. В нашем концерте будет звучать сочинение Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», op. 30.

Исполнитель — Капелла Полянского.

Коллектив, вошедший в мою жизнь с моей юности. Как хор. Но не только. В свое время Валерий Кузьмич дал мне отсутствующую в России партитуру «Реквиема» Шнитке, чтобы я мог ее исполнить на своем дипломе в училище при Московской консерватории. Это были перефотографированные странички петерсовского издания, сворачивающаяся фотобумага… И Альфред Гарриевчи давал мне консультации по некоторым нотам, которые были не очень понятны.

Диплом я защищал здесь, в Малом зале Московской консерватории, с органом, и с полным составом оркестра. Мой учитель Игорь Яковлевич Агафонников помогал мне. Это был 1982 год.

Но это еще не все.  Мой друг Петр Меркурьев, стоявший у истоков газеты «Музыкальное обозрение» и Валерий Полянский были друзьями и начинали свою работу в хоровой школе «Весна», абсолютно выдающемся явлении нашей музыкальной культуры.

Следующий проект этого концерта — это коллективное сочинение, которое мы назвали «Liberta М.О.3.0.2.0.1.9». Участники этого проекта – Сергей Невский, Алексей Сюмак, Дмитрий Курляндский, Николай Попов и Александр Хубеев. Все они — авторы коллективного сочинения. Concerto grosso для арфы, альта, флейты. контрабаса и баяна.

Исполнять это сочинение будут участники наших абонементов в Московской филармонии. Почти все они были лауреатами премии «МО», персоны года в рейтинге «События и персоны», лучшие музыканты молодого поколения: Оксана Сидягина (арфа), Иван Бушуев (флейта), Сергей Полтавский (альт), Григорий Кротенко (контрабас), Иосиф Пуриц (баян).

Это уже третий коллективный проект, инициированный газетой.

Первый, как я говорил, был заказан к 15-летию «МО» в 2004 году — «10 взглядов на 10 заповедей». Композиторы легко нашли способ объединения частей — от каждого имени и фамилии была взята нота — например, Михаил Броннер, это была нота ми и си-бемоль, Сергей Жуков — это соль, Андрей Эшпай — могли быть ля и ми-бемоль. И таким образом был создан звукоряд, на основе которого композиторы писали свои фрагменты – как в ладу. И они действительно, как ладовый мир, сошлись в единое целое  Константин Зенкин — нынешний проректор Московской консерватории — был участником нашей первой конференции в 2008 году и выступал с анализом вот этого произведения, что для нас до сих пор исключительно ценно. Это было первое научное исследование этого произведения. Я думаю, что все еще впереди, потому что та форма, которая родилась в этом произведении — она еще до конца не осознана. Каждый ведь написал свою кульминацию. Значит, родилось еще некое целое, где был свой кульминационный уровень.

Второй проект — здесь уже было семь композиторов, которые не захотели ни на какой почве объединятся. «Посвящение Шостаковичу», который к 100-летию Д.Д. Шостаковича в 2006 году осуществили семь молодых композиторов, недавних выпускников Московской консерватории. Тогда уже путем голосования договорились об общей идее — исключении из звукоряда букв DSCH.

В том же 2006 году мы осуществили грандиозный проект — концерт «Три коллективных сочинения» в Доме музыки, в котором прозвучали два наших проекта и сочинение 1966 года «Вариации на тему Мясковского», написанное 11 композиторами — педагогами Московской консерватории к 100-летию вуза. Мы вместе с консерваторией, с помощью профессора Елены Сорокиной, вернули самой консерватории это сочинение, так как нашли только партии и по ним восстановили партитуру. Дирижировал Геннадий Рождественский. Сохранилась телевизионная запись.

И сейчас — третье коллективное сочинение: никаких объединенных решений и договоренностей. Только обыгрывание цифры 30 и технические детали. Я сейчас не буду открывать, как это будет происходить… Но все же есть один технический объединящий момент. Стыки между частями — вот каждый инструмент выходит – скажем, арфа выходит и соединяется со следующим инструментов – флейтой… Соответственно, вот этот большой стык, полный молчания оркестра, импровизационный, здесь будет рождаться новый материал для следующей части.

Газета — конечно, мы не можем без нее обойтись. Как и 5 лет назад, мы выпустим к концерту юбилейный номер газеты как буклет к концерту, как образцовый вариант подачи материала об этом концерте.

В фойе будут инсталляции, которые я построю. Задумано очень много, это сложный проект. Будет кино, небольшое, также видеоарт. И фуршет для друзей.

Все это будет 20 декабря.

В День работников госбезопасности.

21-го — 140 лет со дня рождения Сталина.

А 20 декабря и у меня юбилей

22-го — 80 лет со дня премьеры гениальной кантаты Сергея Покофьева «Здравица», написанной к юбилею Сталина.

Но не в связи с этим мы включили «Здравицу» в программу нашего юбилейного концерта.

Мы поднимаем очень сложную и острую тему, ставим вопрос: можно ли сегодня исполнять произведения, посвященные тиранам и людоедам? Как быть с ними? Мы начали эту тему с публикации статьи выдающегося музыковеда Ричарда Тарускина. И продолжим открытой дискуссией.

В кантате 13 раз упоминается имя Сталина. У нас были даже предложения «запикивать» его имя. Но вся проблема в том, что это абсолютно гениальная музыка, и я не знаю в истории музыки более гениальной где выражено Величание. Мы ищем решение, как это будет исполняться. Решение можно будет услышать на концерте 20 декабря в «Зарядье».

Музыка может изобразить гнев, любовь, смех. Американский композитор Чарльз Айвз смог музыкой поставить Вопрос (?). В 1935 году он написал произведение «Вопрос, оставшийся без ответа». Это сочинение прозвучит в заключение юбилейного концерта.

Вся наша жизнь состоит из вопросов и поиска ответов на них.

Любит — не любит? Что делать? Кто виноват? Быть или не быть? В чем смысл жизни? Что есть истина? Какие мы есть? Какими мы будем? Что ждет нас впереди?