В Париже подведены итоги Международного конкурса дирижеров Евгения Светланова.

Парижский конкурс дирижеров имени Евгения Светланова завершился в субботу ожиданным по сути, хотя неожиданным по форме решением. Оба очевидных лидера – азербайджанец Фуад Ибрагимов и наш Дмитрий Филатов получили по второй премии каждый, а оба китайца – гонконгец Уилсон Инг и пекинец Хаоран Ли – удостоены дипломов.
Наши журналистские симпатии все время колебались между утонченным бакинцем и русским богатырем из Белгорода. Поначалу Фуад бесспорно выигрывал эту гонку, но постепенно и Дмитрий все более убедительно доказывал, что по части темперамента и техники готов поспорить с любым. В финальном третьем туре особенно впечатлила в его исполнении Симфония Франка, в восторженной шири которой парадоксальным образом зазвучали русские обертоны, параллели с космизмом Скрябина… Фуад же выдвинул такой козырь, как потрясающе красочная интерпретация Концерта для оркестра Бартока, этой изумительной по остроте и иронии картине жизни ХХ века с отголосками его популярных мелодий.
Подозреваю, что жюри под председательством Александра Ведерникова с удовольствием дало бы и две первые премии, но, видимо, тут сработали ограничения финансового порядка. Не зря же и от вручения третьей премии отказались...
И примерно такая же диспозиция сложилась между двумя остальными финалистами. Гонконгец изначально показался более техничным, пекинец более эмоциональным… К финалу и эта разница практически стерлась, а исполнением пьесы екатеринбургского композитора Ольги Викторовой «Планета Светланов», одной из двух обязательных на конкурсе (другой была симфоническая поэма самого Евгения Федоровича «Даугава»), импульсивный Хаоран повернул сердца многих в свою сторону. И, считаю, мог бы подняться на более высокую ступень, но совершил, по моему мнению, тактическую ошибку – увлекся показом репетиционной работы. Что, кстати, входит в условия конкурса, дирижер должен показать на нем не только классную игру, но и то, как он исправляет неточности оркестра – но все хорошо в меру. Когда же буквально через каждый такт в 8-й симфонии Дворжака молодой маэстро останавливал коллектив, буквоедски вылизывая фразировку, это почти полностью разрушило впечатление от музыкального целого. Тем более – Хаоран выступал последним, когда все, в первую очередь оркестр, работавший на протяжении пяти дней конкурса на износ, очень устали.
И тем не менее именно ему Оркестр Французского радио (должен сказать, один из лучших симфонических коллективов, которые мне когда-либо доводилось слушать) присудил свой приз симпатий. Аналогичный выбор сделала и публика конкурса. Непосредственный и действительно очаровательный парень выглядел слегка ошарашенным, получив такую обойму признаний в любви. 
Очень надеюсь, что с лауреатами, да и другими талантливыми участниками Четвертого международного конкурса имени Светланова вскоре сможет познакомиться и широкая российская публика. По крайней мере мы, работавшие на конкурсе журналисты, постараемся помочь этому.
Кстати, участие французских музыкантов, предоставление главной национальной радиостудии – это вклад в конкурс французского государства. Российское, насколько знаю, не потратилось на него ни копейкой. Наши чиновники, конечно, могут ревновать – чего это конкурс имени русского дирижера провела Франция. А может, посмотреть на дело по-другому: французской «пропиской» светлановское соревнование расширяет культурное пространство России в мире.

 

Источник: Facebook Сергея Бирюкова

(https://www.facebook.com/snbirukov/posts/2150001988403963?__xts__[0]=68.ARDBmnvGwInx98R-dLFM-tYMsjdh3q4aXSIlPbidVcT4cL1qhBXKCsCUMHFwwr4JFoNJRW7YrgOflSfFGqBCR7t6iISxp0s-3M7dTGiqTVXnCPlebkFZDUaEzoXozmT8DIUzSXy-kNfyARFDtrEnpm5cUkUAQW6RKRtQta2FanqiqnAJLi_zpw&__tn__=-R )